Психомеханика
Аналитическое направление в психологии, рассматривающее взаимосвязи между судьбой человека, его убеждениями и эмоциональным опытом.

Про медведей на болоте

"И не орите на себя, пожалуйста, если откладывайте это дело до понедельника. Только хуже сделайте".

Обертка без фантика  -  telegram

"Я - ничтожество". "Я - трус". "Я не могу выйти и выступить перед незнакомыми людьми". "Я не могу сразу и без ошибок выполнить задачу". "Я аморален и распущен". "Я даже выгляжу по-свински". "Из меня ничего никогда не выйдет толкового и я совершенно никому не нужен". "Все что я делаю - никому не интересно". "При этом я вечно лезу со своими глупостями и некомпетентностью в чужие дела".

Знакомые слова?

Всем, кому довелось столкнуться в детстве с  родителями, могли такое услышать. Проблема в том, что человек, даже вырастая, продолжает это слышать. Особенно в стрессовой ситуации, когда нужно справиться, "выйти из зоны комфорта". Это мелькает как мысль, как мимолетная ассоциация. И сразу опускаются руки, начинает болеть голова и приходит всепоглощающая лень.

О "Внутреннем родителе" уже давно говорят. Сама по себе эта метафора пришла от Эрика Берна, который придумал Трансактный Анализ. Вместе с Взрослым и Ребенком, умещающимся в голове каждого из нас. То о чем я говорил выше - это обычная манера общения "Критикующего Родителя" с "Адаптивным Ребенком". Обычно после этих внутренних диалогов, человек решает "забить" на всякую деятельность, построение отношений и уйти в спасительный омут депрессии и вынужденного бессилия.

В таких случаях говорят о помощи через разговоры с собой, диалогами со своими Родителями и Детьми, попытками найти примирение, прощение и осуществить покаяние.

Это хорошая, но долгая дорога, полная сопротивления, увязания в многочисленных болотах и компромиссах. Она проходима, но не быстро, и требует массу сил и боли.

Я думаю, что есть еще один путь через это болото. Немного не очевидный, чуть стремный, но интересный для тех, кто не хочет продираться через трясину привычек по грудь в детских страхах. Для этого пути потребуется слега и определенная ловкость.

Ну так если готовы, то в путь.

Начнем со слеги. Наш шест, палка, опора в болоте - это понимание того как работают человеческие мозги. Думаю, главное помнить, что наш мозг - это не высокоинтеллектуальный полу-божественный  серафим с морально-утонченным эмоциональный интеллектом.

Нет, это машина, отточенная миллионами лет эволюции. И для того что бы проще понять суть его работы - предлагаю исходить из привычной для наших мозгов ситуации. Нет, я не про английский кабинет заваленный книжной мудростью.

Для нашего бессознательного привычна и понятна - первобытная пещера, с мудростью холода, ящеров, саблезубых тигров и медведей. А вот последний десяток тысяч лет цивилизации - это, так недоразумение, странная вспышка невесть чего, про которую еще надо вообще понять - что это вообще было…

Есть такое понятие - холизм. Да, это про то что целое, всегда больше чем сумма его частей.

Но еще это про то, что если видишь часть чего-то, то целое явно рядом. Это совершенно понятно, - если рядом с входом в пещеру, кто-то сопит как медведь, пахнет как медведь, и скребется как медведь,  то явно - там медведь!

Наш мозг приучен предвидеть, достраивать части целого до общего. Поскольку если на сопение и запах не обратить должного внимания, то когда к ним добавиться еще и визуальный образ - то бежать за палками или прятаться уже будет поздно. Поэтому, все люди, чей мозг не обладал умением молниеносно реконструировать целое из фрагментов, уже давно стали чьим-то завтраком.

И так мы выучились целостности. Причем во всем. Да - переносить успешный опыт в смежные области - это тоже древний навык. Так что не только образы, но и незаконченное действия, вообще любая незавершенность, нас очень беспокоит. Нужно во-чтобы то ни стало завершить сцену, картину, действие. Докопаться до истины. Удовлетворить потребность именно так, как задумали. Закрыть гештальт. Иначе - случиться не цельность. Холос не получиться. А мы помним про всех тех, кто не смог завершить. Они уже чей-то завтрак.

Отсюда жесткая потребность в Развитии. Ибо, опять же -- медведь.

Есть замечательная книжка В. С. Ротенберга, "Поисковая активность и адаптация." Исследователи поставили опыт. Они взяли клан крыс и поместили его в просторную вольеру. Завалили их вкусной едой, водой, соорудили множество удобных гнезд. И проверили, что бы у каждого крыса была пара. Короче рай. Но была у вольеры - одна особенность - тайный ход, который вел в сырое, холодное, темное место, где не было еды и пищи. И что ученые обнаружили через некоторое время? Правильно - все крысы, оказались в холодной комнате!

Видимо у них тоже тема целостности мира в ходу.

Поэтому потребность все исследовать, и попробовать, чтобы иметь цельный образ мира и себя в нем - это прям первейшая потребность. Не закрытие которой порождает те самые гештальты, о которых все говорят.

А теперь представьте, что у той крысы из эксперимента будет строгий родитель, который справедливо запрещает ей лезть в холодный и склизкий проход. И делает он это так, что бы наверняка у отпрыска "отшибло желание -- раз и навсегда".

Проблема как раз в том, что не отшибает. Наоборот - получаем цикл.

Ребенок, что-то исследовал, делал, его за этим застукал родитель, наорал. Ребенок пугается. Он не понимает, почему родитель орет. У него нет ценности своей жизни и понимания ответственности родителя. И не будет, пока он ребенок. Малыш из принципа холизма объясняет себе все это тем, что он сам идиот. Это ведь самое простой способ достроить картину мира. Представить себе что идиот родитель - невозможно, ибо это означает немедленную смерть - ведь идиоты не способны растить детей. Это же любому ребенку понятно.

И тогда малыш  бросает это дело: ему больно и страшно от маминых -папиных воплей, да и все равно не выйдет, ведь он уже решил что он - идиот. Но гештальт - открыт, и успокоившись, ребенок вновь возвращается к исследованию. И сам образ этого исследования, и тут же напоминает ему ор родителя, и то что он идиот. Ребенка вновь отбрасывает. Цикл идет на повтор.

Так можно развлекаться всю жизнь до глубокой старости.

А теперь повторите этот круг быстрее, и еще быстрее. Что в из этого мельтешения останется? Конечно, самое яркое - "я идиот". И вот теперь с этой многократной подтвержденной уверенностью человек выходит в жизнь. Какая это будет жизнь? Идиота.

Итак, с опорой на болоте разобрались.

А теперь про ловкость. Это  умение посмотреть на себя со стороны.

Дело в том, что именно та точка перед входом в склизкий тоннель, перед выходом из "зоны комфорта", перед исследованием  - самая замечательная. Именно здесь можно вспомнить не только все окрики родителей. Но и главное - все собственные решения в стиле "я идиот". И вот здесь важно подумать о следующем. Родитель - это здорово. Но он свое дело уже сделал. Спас вас от всех оголенных электропроводов, медведей,  дурных мальчиков, голодных крокодилов и девочек. И… И его время прошло.

Вы теперь взрослые. Значит пора, будучи взрослым, последовательно позакрывать все гештальты. Закончить начатые исследования. Холодные, склизкие, норы, распределительные щиты,  ящеры и саблезубые коты - в вашем полном распоряжении. Уверен, вы теперешние взрослые - справитесь. Вообще учеба и тренировка творят чудеса. И с каждым восстановленным  холосом - одним убеждением "я - идиот" сразу становиться меньше. Ведь, мозгу больше нет нужды восстанавливать целостность мира, оправдывая свой  провал. А психика не терпит лишних инфо-конструкций, тем более убеждений.

И да, помните про медведя. 

Тех, кому спокойней, когда на болоте есть кто-то рядом, пишите whatsapp, telegram +7(977)391-5430, Зимин Александр

Материалы сайта являются авторскими,
все персонажи вымышленны и любое совпадение с реально живущими
или когда-либо жившими людьми случайно.