Размышления
Дневник, отражающий развитие теоретических положений психомеханики, результаты философских экспериментов

Размышление второе. Доминанта

"Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции"

Алексей Алексеевич Ухтомский

Если понимаешь как работает машина, то сможешь разобраться в причинах ее сбоя. А значит либо ее починить, либо толково поставить задачу тому, кто возьмётся ее ремонтировать. И, да, проконтролировать качество ремонта. Если понимаешь как работает психика человека, то сможешь разобраться почему пришел в жизни к тем или иным результатам. Понять, как их можно изменить, эффективно проработать себя, помочь другим.

Мы продолжаем рассуждать на тему механизмов, определяющих наше с вами поведение.

И в прошлый раз мы закончили на таком понятии как "образ". На некой универсальной информационная единице, сигнале, на который наша психика реагирует эмоциями, действиями и стратегиями. И на основании которых формирует убеждения. Разобрались со структурой записи и связями между образами. И теперь готовы к тому, чтобы понять как все это работает.

Был 1904 год. Время, отмеченное не только войной с японцами и нобелевской премией И. Павлова за открытие рефлекса. В этот год случилось еще одно не менее важное событие. Физиолог Алексей Ухтомский, проводил эксперимент над собакой. Он исследовал связи между мускулатурой и корой мозга. В какой-то момент он обнаружил область при стимуляции которой реагировали задние лапки собаки. Связь была устойчивая и эксперимент воспроизводился, пока… Пока собака не захотела покакать. Движение задних лап прекратилось. И в ответ на стимул усилилась и ускорилась дефекация. Но как только собака свои дела закончила, движение лап возобновилась.

По Утомскому - доминанта это очаг возбуждения, выполнение функции которого более важно, чем все остальное. Все внешние раздражители рассматриваются только в контексте данной функции. Ее выполнение подавляет все остальное. Алексей Алексеевич указывал что по этому принципу работают не только "низшие" отделы мозга. Так работает весь мозг. И лобные доли тоже. Для того чтобы достичь желаемого наша психика концентрируется на задаче, отбрасывая все лишнее. Все ресурсы, мысли, идеи, эмоции - абсолютно всё служит доминанте. Всё для победы!

В каждый момент времени мы концентрируемся только на чем-то одном.

Это значит, что увидев значимый для нас образ, мы не просто переключаемся на него, мы как бы смотрим на весь мир через него. Помните? Старые часы отца. Кулон или кольцо матери. Если взять их в руки, то вспоминается голос, лицо. Улыбка, или хмурые брови. А может властный взгляд. Что было сказано? Как должен настоящий человек вести себя в той ситуации, что вы находитесь сейчас? Какие ценности самые важные? Ваша спина, ваши плечи - о чем они сейчас вам говорят?

Видите? А ведь часы -- это просто вещица. Безделушка. Но она запускают важную доминанту, которая перекрашивает все что окружает вас вокруг. Меняет реальность. Так это работает. Играя значимыми образами, можно изменять личную реальность. Программировать свое поведение.

Но каким правилам подчиняется эта доминанта? Как она возникает и что будет условием ее исчезновения?

Лет сто назад очаровательная Блюма Зейгарник, сидела в ресторане. Она обратила внимание на одну особенность работы официанта. Пока клиент не рассчитался - сотрудник ресторана помнил до мелочей все детали заказа. Но как только поступал расчет, официант моментально забывал и заказ и самого клиента. Задуманные, но не реализованные, точнее не завершенные эмоционально дела создавали напряжение, которое не отпускало мозг. Юная леди назвала это состояние "незакрытый гештальт".

"Мы остаемся с незакрытым гештальтом, если не смогли выразить возмущение, гнев, разочарование, любовь, признательность, благодарность значимым людям — родителям, родственникам, друзьям… И человека преследует ощущение, что в жизни что-то ему мешает, не реализовываются идеи, блокируются естественные эмоциональные или физические процессы". Блюма Зейгарник

Правда незавершенный гештальт напоминает активную доминанту? Человек будет следовать ей пока она не получит эмоционального разрешения. Весь его мир будет подчинен ее контексту, и прерывание доминанты ( гештальта) мучительно. Но реальность нашей цивилизации такова, что завершить начатое предприятие не всегда возможно. И дело не только в том , что мы иначе просто не можем организовать свое время. Дело в природе самой доминанты. Вспомните про образы, на которых доминанты основаны. Ведь в их состав входят не только конкретные дела, но и идеи, убеждения. А для их достижения часто требуется вся жизнь.

В нашей голове одновременно существует целое множество доминант, в целом определяющих наше поведение.

Итак наша психика живет в мире множества доминант, по которым скользит некое окно, фрейм "здесь и сейчас" , в рамках которого выбирается активная доминанта, которая требует завершения. Как производится этот выбор и что является признаком завершенности?

Возможно вы будете удивлены, но основным что ведет нас по жизни - это ощущение удовольствия. Того самого эгоистического удовольствия, о котором нам говорили еще родители. Удовольствие и не-удовольствие является критериями запусков и остановок доминант. Эти чувства на самом деле электрохимической природы и основано на процессах возбуждения и торможения. Это два активных состояния нашей нервной системы и психики, каждому из которых соответствуют свои доминанты.

Возбуждение - это не удовольствие, а торможение - удовольствие.

Для каждого из них есть свой набор медиаторов, обеспечивающих нужные импульсы в головном мозге. Для возбуждения это в целом адреналин и норадреналин, а для торможения серотонин и мелатонин. Интересно то что эти пары веществ являются производными друг друга. Так норадреналин это основа для адреналина, а серотонин для мелатонина.

Значение этих веществ в нашей жизни не переоценить. Когда персонаж Джоан Роулинг Северус Снегг, говорил что возможно "разлить по бутылкам известность, заваривать славу и даже закупорить смерть" он был не очень далек от истины. Дело в том, что эти вещества -- это наши чувства.

Норадреналин это гнев, который превращается в адреналин - страх, а серотонин это радость, которая расходуется для создания мелатонина - печали. На самом деле нейромедиаторов больше, и их букет в нашей крови доставляет нам поистине богатую эмоциональную жизнь. Но основные эмоции -- эти. Для возбуждения наша нервная система использует норадреналин - адреналин, а для торможения - серотонин - мелатонин.

Чтобы что-то сделать нам нужно рассердиться или испугаться, а чтобы успокоиться -- обрадоваться или взгрустнуть.

Теперь когда контуры механизма психики и его движущие силы начали обрисовываться, давайте посмотрим, а как же все это работает.

В 1948 году американский математик Норберт Винер предложил термин "кибернетика". Он определил его как науку об общих процессах и закономерностях управления и передачи информации. Рассматривались любые информационные системы - машины, живые организмы, социумы, государства.

С точки зрения кибернетики существует "Адаптивная ячейка восприятия и обработки информации", которая состоит из:

  • Модуля получения сенсорного сигнала или некоего образа i[]
  • Базы когнитивных моделей - сформированных из на основе ранее полученных образов или нашего опыта с его убеждениями p[]
  • Модуля оценки невязки (различия, несоответствия) между полученным образом и ожидаемым из опыта. На основании этой невязки определяется эмоция e[]
  • Модуль выбора решения, стратегии d[] на основе e[] и i[]
  • И база решений (стратегий) - наши наработанные навыки, на основании которой производится выбор.

Адаптивная ячейка работает так. После того как образ поступил извне ячейка находит стратегию, наиболее подходящую ему из набора выученных навыков. При этом ценность обрабатываемого образа определяется по тому, насколько он соответствует ожидаемому образу из опыта. Эти величины невязок, несоответствий и определяют то, насколько охотно ячейка начнет выполнять выбранные стратегии.

Невязка между ожиданием и реальностью порождает эмоцию

Но как формируется база убеждений и навыков?

В 1960 году кибернетики придумали замечательную модель взаимодействия с реальностью, которая очень понравилась психологам. Называется она Т.О.Т.Е. А расшифровывается как Test - Operate - Test - Exit. Суть ее очень проста.

Test - стадия при котором организм исследует, а всем ли он удовлетворен. Есть ли раздражители - внешние или внутренние. Соответствует ли его текущее состояние, тому чего бы хотелось? И если нет, то выбирается стратегия перехода в состояние удовлетворения.

Operate - исполнение выбранной стратегии до ее завершения

Test - получение результатов стратегии и повторная проверка состояния себя. Успешны ли стратегии, достигнуто ли удовлетворение? Не была ли выбранная стратегия ошибкой? Если удовлетворение достигнуто, то идем на шаг дальше, если нет то вновь подбираем стратегию и возвращаемся на шаг назад.

Exit - завершение процесса. Анализируем полученный опыт с тем что бы в следующий раз сделать все за меньшее число итераций.

В ответ на стимул мы совершаем действие, дающее отклик, который в свою очередь является стимулом.

i[стимул] → D[решение и действие в ответ на стимул] → i[отклик вселенной]

По сути именно так происходит наше исследование окружающей реальности. Правда напоминает известный метод "проб и ошибок"?

Ошибка -- это необходимый элемент стратегии движения вперед

Здесь я хочу немного отвлечься и пояснить немного дальнейшую нотацию. Мы живем в мире связанных объектов. Нечто целое состоит из частей и отдельно взятая часть, в свою очередь является элементом того или иного целого. Я предлагаю обозначать принадлежность к целому круглыми скобками, а множество составных частей - фигурными. Ну, например,

  • "заяц состоит из ушей лап и хвоста". i[заяц]{ i[уши], i[лапы], i[хвост] }
  • "тогда как уши -- это часть зайца". i[уши](i[заяц]).

Хорошо. Вернемся к нашему повествованию. Метод проб и ошибок позволяет формировать цепочки стратегий:

d[решение] {

d[первый шаг](in=i[ожидаемый образ сигнала], out=i[ожидаемый образ результата]),

d[2 шаг](in=i[ожидаемый образ](e[гнев]), out=i[ожидаемый результат](e[радость])),

d[3](in=i[ожидаемый образ](e[гнев]).d[дополнительная стратегия]},

out=i[ожидаемый результат].e[радость])
}

Я привел сложный вариант структуры, чтобы показать все возможности ее ветвления.

Теперь когда мы разобрались что такое доминанта, каким правилам она подчиняется, как ее работа связана с образами и нашим опытом, эмоциями, убеждениями, посмотрим как все это работает вместе.

Первый шаг это стимуляция или предконтакт.

Это начальное состояние в котором мы находимся до того как начали развиваться события. Оно важно тем, какие именно доминанты уже активны на данный момент. Начальное состояние психики. Каждая доминанта связана с потребностью w[] сейчас необходимо закрыть. Это будет определять выбор убеждений и стратегий в ответ на стимул. Эти убеждения и стратегии связаны между собой как выводы из полученных решений в ходе T.O.T.E. С каждой стратегией связан ожидаемый сигнал.

Представьте себе голодного зайца который увидел морковь - какую потребность он захочет удовлетворить и какое поведение для этого выберет? Наверняка это будет "безопасность" ведь морковь защитит его от голода.

d[есть морковь](w[безопасность], p[морковь спасает от голода], in=i[морковь] )

А теперь представьте того же зайца, но за которым гонится собака. Измениться ли его выбор поведения по отношении к моркови? Он ведь опять выберет безопасность, только морковь в данном случае - опасный соблазн.

d[игнорировать морковь](w[безопасность], p[не время для еды], in=i[морковь] )

Казалось бы входной сигнал для зайца один и тот же, но его активные доминанты d разные и связанные с ними решения тоже.

Контакт

Итак предположим, у нас есть на все готовый заяц и на сцене появляется сочная морковка i[морковь]. Заяц голоден, то есть его потребность в пищевой w[безопасности] не удовлетворена. Потребность связана с убеждением, что голод можно удовлетворить пищей, и с ним ассоциировано множество разных стратегий со своими ожидаемыми образами. Капусты, одуванчиков и наконец моркови. Это не просто изображение, это и запах, осязание, вкус корнеплода. С его помощью идет поиск нужной стратегии. Будет выбрана та, чей ожидаемый образ наиболее похож на предъявленный.

От того насколько сильно совпадут предъявленный и найденный в памяти образ, зависит и сила эмоции и выбор необходимой стратегии. Ведь морковку заяц есть одним образом, а одуванчики другим.

Это значит что нам нужно учесть : у каждой стратегии есть ожидаемый образ и та эмоция, которая будет использована при запуске стратегии

d[есть](w[безопасность]){d[грызть морковь]( in=i[морковь], e[гнев] )}

То есть мы говорим об опредмечивании -связи между образом, потребностью и доминантой которая ее удовлетворяет.

Финальный контакт

Теперь все готово для выполнения стратегии d[есть]. Стратегия успешно выполняется. Заяц чувствует насыщение. Потребность удовлетворена. То есть образ результата стратегии совпал с реально достигнутым. А это значит что, доминанта возбуждения сменяется на доминанту торможения связанную с эмоцией радости насыщения e[радость] - удовольствие. Возникает положительная обратная связь - T.O.T.E прошел успешно.

Любой стратегии возбуждения соотносится стратегия торможения, у которой тоже есть свой запускающий образ.

d[есть](w[безопасность]){

d[грызть морковь]( in=i[морковь], e[гнев] ),

d[наслаждение сытостью]( in=i[полный желудок], e[радость] )

}

Постконтакт

Морковь съедена, удовольствие испытано, наступает момент осмысления полученного опыта. По результатам T.O.T.E заяц принимает решение о том что i[морковь] наилучшим образом подходит в случае w[безопасности] связанной с голодом. Происходит интересная вещь, само это решение увязывает стратегию, приведшую к удовольствию и потребность. То есть произошло формирование и подкрепление убеждения.

d[есть](w[безопасность], p[я люблю морковь]){

d[грызть морковь]( in=i[морковь], e[гнев] ),

d[наслаждение сытостью]( in=i[полный желудок], e[радость] )

}

Вот из таких описаний складывается та самая база когнитивных моделей, о которой говорили кибернетики.

Я привел пример опыта прекрасной жизни. Но, к сожалению, судьба иногда преподносит сюрпризы и получается так что наши великолепные сбалансированные стратегии летят к тартарары, и гештальты не закрываются. Наши убеждения начинают меняются и мир становится уже не таким радостным.

Вот о том как это происходит, какие механизмы лежат в основе проблем, поговорим в следующий раз.

Материалы сайта являются авторскими,
все персонажи вымышленны и любое совпадение с реально живущими
или когда-либо жившими людьми случайно.