Психомеханика
Аналитическое направление в психологии, рассматривающее взаимосвязи между судьбой человека, его убеждениями и эмоциональным опытом.

Наши страхи

  • Куб комнаты и воздух ледяной,
  • Как жук в янтарь, во тьму и холод впаян.
  • Спать не могу, тревогою измаян:
  • Что происходит за моей спиной?

Георгий Шенгели 1936

«Тяжелые створки с тихим шипением разъезжаются в сторону и лифт показывает свое металлическое нутро. Неяркие фонари, тихо играет музыка...

Ноги сразу подкашиваются, и ты проваливаешься в склеп, заполненный мерцающими огненными отблесками. Пока пытаешься обернуться, видишь, как двери неумолимо сходятся, отсекая яркий свет вестибюля. Сердце начинает бешено колотиться в груди и снизу поднимается мутная волна. Хватаешься руками за живот и в этот момент чувствуешь, как лифт проваливается вниз. И ты падаешь вслед за ним ощущая свое полное ничтожество, невозможность что-либо изменить. Как мерзкая мокрая крыса, достойная лишь немедленной смерти, ты судорожно хватаешь воздух, чувствуя, что стены стальной могилы неумолимо смыкаются над головой».

Именно так описывает К. свой опыт клаустрофобии. В психологии это состояние изучается давно и в качестве причин навязчивых страхов выделяют либо:

  • Общее тревожное состояние – когда человек ощущает постоянный страх, «беспричинное» беспокойство. Он не знает, чего конкретно боится, но психика услужливо подсказывает возможные причины и оправдания этому состоянию.
  • Возможно сильное переживание, связанное с реальной или мнимой опасностью может привести в схожих ситуациях к приступам настоящей паники. Так в детстве, неожиданно спустившийся к кровати паук, может оставить страх перед этими животными на всю жизнь, а неудачная встреча с дворовой стаей собак в юности, заставит еще много лет носить в кармане средства против этих животных.
  • Иногда бояться потому, что так принято. Сейчас конечно не викторианская эпоха, когда дамы падали в обморок, завидев мышь, но согласитесь, это был неплохой способ оказаться в центре мужского внимания.

Чаще всего причины этого страха не осознаются человеком, и ему остается только как-то разбираться с его последствиями. Тревога врастает в привычку, и не только не лучшим образом влияет на имидж, отношения в семье и деловые контакты, -- постоянное напряжение в теле требует компенсации и начинаются многочисленные недомогания. Которые приводят не только к стремительный росту толщины медицинской карты, но и к реальным проблемам с желудком, поджелудочной, а в итоге к опасным заболеваниям сердца.

Психологи в большинстве своем стараются помочь своим клиентам в борьбе со страхами, используя методики коррекции поведения. Это техники телесной десенсибилизации, позволяющая переработать страх в комфортных условиях терапии и освободиться от навязчивых переживаний, подходы «быстрого» лечения фобий, позволяющие за один – два сеанса снять симптоматику, к таким можно отнести так называемую «Будку киномеханика», имплозия -- терапия скукой, когда производится истощение реакции организма на пугающую ситуацию.

Эти техники очень эффективны и можно быть уверенным, что клиент будет доволен терапией, а психолог получит наилучшие рекомендации. Но, как всегда есть «но». Дело в том, что страхи и фобии не рождаются на пустом месте. И «общее тревожное состояние» имеет свои корни в личности человека, и далеко не каждый испытав сильное переживание, будет в последствии подвержен паническим атакам. Вся структура, называемая «страх», является не более чем симптомом, говорящем о проблеме, корни которой уходят в личность человека.

Давайте на примере К. разберем, как это может выглядеть.

И для понимания того как все это работает, я приведу небольшой кусочек теории. Психомеханика основывает свой анализ личности на структуре образов, и навыков, которые являются значимыми в жизни человека. Для К. таким образом оказывается лифт. С ним связано состояние телесного страха, навык совершения действий по его избеганию и определенные эмоции, которые к этим действиям мотивируют. Это можно описать формулой:

Р(М([оценка], [фактор])=[страх], [лифт]) = d[избегание], где

Р - механизм принятия решения,

М - механизм формирования мотивации, к решению,

d – предпринимаемое действие.

Эта формула основана на понимании простейшего рефлекса, описанного И.П. Павловым у животных: Р(А) = d, где А некоторый образ, вызывающий действие.

Поскольку теорию происхождения видов еще (увы) не отменили, то мы наследуем и эти механизмы тоже. Они скрываются глубоко в нашем подсознании, на уровне структур мозга, которые медики называют «древними». Эти механизмы или рефлексы, работают независимо от нашего сознания, и их деятельность невидима, а результаты воспринимаются как само собой разумеющееся. Таким образом можно сказать, что в каждом из нас есть некая «внутренняя собака» или «обезьяна». Это немалая часть нашей личности, и она имеет большую свободу действий.

Вернемся к формуле, которая описывает состояние К, заходящего в лифт.

Мы говорили о Р(А) = d, как основе нашего рассуждения. Но, действие не возможно без соответствующей мотивации. Дополним нашу формулу как:

Р([мотив], [образ]).

В нашем случае качестве образа выступает [лифт], а эмоция – [страх]. Когда К. рассказывает о своей проблеме, то можно заметить напряжение его плеч и шеи, характерное для человека, пытающегося обрести потерянный контроль над ситуацией. Так проявляется страх на телесном уровне.

Эмоция страха в свою очередь тоже продукт некоего рефлекса:

М([оценка], [фактор]).

Где [оценка], -- это соотношение наших ожиданий и реальных изменений. Например, если вы зашли в лифт и вдруг там обнаружили буфет с пирожками, то оценка ситуации будет одна, а вот если лифт неожиданно застрял между этажами – то оценка будет совсем другой.

Под [фактором] мы в свою очередь тоже понимаем некоторый образ. И этот образ является ключом к решению проблемы. Это образ себя самого в той или иной схожей ситуации. Его формируют опыт, наши навыки поведения и отношения к себе самому. А эта история тянется с самого детства человека.

Родители К. очень сильно мечтали о его карьере скрипача. Ну потому- что его родная бабушка (мать его мамы) была безумно влюблена в одного музыканта, и мама еще маленькой девочкой помнила великолепные домашние концерты. Эти детские впечатления закрепили у девочки ассоциацию музыки и ее счастливого детства, наполненного домашним теплом и любовью родителей.

К сожалению, ее супруг, известный в узких кругах меломан, так и смог стать музыкантом – не хватило природных данных. И всю свою горячую страсть к музыке отец и мать обратили на своего сына, на К..

К. был единственный ребенок в семье очень любил своих родителей – и в общем было за что. Семья потомственных интеллигентов старалась дать своему чаду все, что имела. И потому К. старался изо всех сил.

Но природа распорядилась так, ему достались длинные пальцы матери, рыжие кудри отца и его же полное отсутствие музыкального слуха.

Несчастные родители не могли поверить в свой рок – и К. проводил дни и ночи за гаммами. Но учителя только качали головами. Отец считал неудачи следствием недостаточного усердия (особенно ввиду прорывавшейся страсти К., к футболу). И предпринимал воспитательные меры.

К. с детства запирали в чулан, где в полумраке, сжатый в тесной коморке, он на ощупь должен был играть на своей скрипке, выжимая из нее тоскливые звуки.

И там в слезах от своей беспомощности и ужаса, от того что он недостоин родительской любви, парень приобретал навык нахождения в маленьких темных пространствах.

Итак, наш фактор, это ничто иное, как: [фактор] = М([негативная оценка собственных способностей], [любовь, отношение окружающих] = [обесценивание себя].

Что ж, а теперь все соберем вместе:

Р(М([негатив], [обесценивание]), [лифт]) = d[избегание, стресс].

Поэтому, всякий раз, когда К. попадает в лифт, который тем или иным образом напоминает о детском чулане, он приходит в ужас, ему кажется, что его ничтожная жизнь закончилась. Единственная его мысль в этот момент, это страх и желание своей смерти.

Как можно решить такую проблему?

Нужно прервать эту цепочку навыков. Зачастую это совсем непросто – такое поведение обрастает наслоениями различных вторичных выгод и убеждений, подкрепляющих его правильность. Этих механизмы подлежат изучению и осознанию. Наконец, когда удается распутать клубок связей вокруг страхов, можно приступить к переосмыслению себя. Своего отношения к себе и к своим родителям, которые хотим мы того или нет, являются частью нас.

Не только как доноры генетического материала (что, к слову, кардинальным образом влияет на нашу личность), но и как люди, заложившие базис нашей психики, одновременно с вскармливанием и сменой пеленок.

Материалы сайта являются авторскими,
все персонажи вымышленны и любое совпадение с реально живущими
или когда-либо жившими людьми случайно.