Размышления
Дневник, отражающий развитие теоретических положений психомеханики, результаты философских экспериментов

Размышление седьмое. Картирование.

В предыдущих размышлениях речь шла о том, что движения нашего бессознательного поддаются определенной логике и в них есть структура. Рисунок которой можно увидеть, анализировать, предсказывать. Поскольку наше бессознательное мудро и автономно, как говорил один мой институтский  профессор, то зная рисунок поведения бессознательного можно предсказать определенное поведение человека в определенных ситуациях.

На основе этой мысли возникла идея написать небольшую программу для компьютера, которая эту структуру сможет визуализировать, оценить ее энергетику и наметить общий дайджест по представленному описанию.

И это первые шаги, к тому что бы проводить компьютерный анализ структуры личности, а также обеспечить планирование, построение стратегии личностного роста для человека.

Экспериментируя, с структурой, из убеждений, чувств, потребностей, действий, о которые обсуждались в предыдущих размышлениях, можно заметить некоторый общий алгоритм, того как мы, люди, реагируем на окружающий нас мир. О нем же говорит одна из основоположниц когнитивно-поведенческой терапии Джудит Бэк в одноименной книжке.

В начале существует некоторый триггер, образ который мы наблюдаем, слышим, чувствуем. Затем возникает мысль. Это умозаключение о себе и о окружаем мире, которое авторы КПТ называют "автоматической мыслью". Она автоматическая, потому что появляется помимо нашей воли. Это как-раз работа бессознательного и связана она с нашим опытом в подобной ситуации и теми убеждениями, к которые мы пришли еще в детстве.

После того как возникла мысль, организму необходимо начать действовать. А для него нужна энергия, и это как раз наши эмоции.

И так после автоматической мысли появляются эмоции. И затем возникает действие. Оно может выражаться просто изменением состояния тела. Или уже выраженным поведением.  И так получается что мы имеем дело с некоторой триадой образ - мысль - действие, которая все время прокручивается в нашей психике. Во всем, что бы  мы не делали и о чем не думали.

В предыдущих статьях были выделены основные типы образов, которыми оперирует наша психика:

  • w - потребности;
  • e - эмоции;
  • p - убеждения или мысли;
  • d - действия.

И в дополнение к ним i - образы которые мы можем воспринимать нашими органами чувств, включая те, которые отвечают за ощущения тела.

Ранее из них мы составляли карту, с помощью которой анализировали, движения человеческой психики. Но для того, чтобы учесть закономерности ее работы, о которых говорит Джудит Бэк, эти образы не должны быть разрозненными. Нужна структура, которая позволит конструировать модель поведения.

И в поисках такой структуры я столкнулся с идеей триадности Вселенной.

Еще древние говорили о том, что все построения, с которым мы так или иначе сталкиваемся - отвечают некоему треугольнику. Идеи христианства о Боге-отце, Боге-духе, Боге-сыне, идеи древних евреев постулировавших "Древо Жизни", также отвечающей идее трех частности - миры Духа, Тела и Души. Самое интересное, что вся эта геометрия хорошо сочетается с идее фрактальности вселенной - то есть самоповторяющейся структуры, (Дух-Тело-Душа) на основе которой можно выстроить наше информационное пространства.

Ниже на рисунке я показываю как это можно построить и получить некий модуль из w{e,i}-p-d. При этом потребности, эмоции и воспринимаемые образы отнесены к центру треугольника - работе Тела, убеждения или мысли - работа Духа, а опыт, стратегии, навыки и привычки к Душе.

Такое деление не означает, что например Душа лишена чувств. Поскольку наши эмоции порождены телом, а вот их восприятие как чувства - это навыки Души. Но более подробно как функционирует эта структура вы увидите на схеме.

Попробуем посмотреть как это все работает в жизни Для примера этого я взял вырезку из книги Джудит Бэк.

Шаг первый. Салли устала. Она пытается проснуться но тело наливается свинцовой тяжестью. Ее мысль о том, что "вставать бессмысленно" и ей грустно от этого.

Мы начинаем разбор с первой триады, первого шага. Запускает ее факт того что Салии проснулась (i). Ее действие (d) - тяжесть во всем теле и оставаться в кровати. По сути это "уход" от проблемы. Как она себе это обосновывает? (p) - "все не имеет смысла". Какую потребность Салли обеспечивает? Безопасность (w). И это отражаем в программе.

Далее Джудит Бэк исследует что стоит за этой симптоматикой. Она выбирает мысль ("бессмысленно"), чтобы посмотреть что за этим стоит. Но можно также посмотреть и детализировать выбор действия ("уход : не вставать, не делать") или что стоит за телом - за грустью Салли?

Шаг второй. Мы говорили о потребности в безопасности, которая у Салли не удовлетворена. Эмоция грусти на первом шаге- это результирующая всего состояния Салли. Но сейчас присмотревшись к ее мыслям - мы видим страх. Он связан с мыслью о "Тесте по химии" конфликте с преподавателем. Сама идея этого конфликта вызывает страх - как нечто, непреодолимое, требующее убегания, ухода. И организм вырабатывает энергию для этого - Салли чувствует сердцебиение.

Шаг третий. Джудит Бэк показывает на нем классическую картину развивающейся панической атаки - Салли пугается самого сердцебиение, отчего оно только усиливается вместе с самим страхом. Теперь она думает, что с ней вообще не все в порядке. Это только усиливает первоначальную реакцию ухода от проблемы.

И финальный шаг - в ответ это напряжение Салли принимает решение остаться в постели. Это решение, уже окончательное волшебным образом ее успокаивает и она чувствует облегчение. Напряжение спадает. 

На схеме видно что возбуждающей доминантой является страх, а тормозящей радость и печаль. То есть Салли обладает достаточно сбалансированным механизмом, который ей позволяет избегать необходимости противостоять преподавателю в конфликте. Но он приводит к проблеме - Салли опаздывает на учебу. Этим и озаглавим выявленный механизм.

Что в итоге удалось увидеть.

Во-первых некоторый типический механизм избегания. Теперь можно предположить, что Салли будет реагировать панической атакой с сердцебиением и избеганием на любую ситуацию с потенциальным конфликтом и негативной оценкой.

А во вторых - есть потенциальная не исследованная область связанная с реакцией тяжести во всем теле - почему именно так реагирует Салли на идею "бессмысленности" активного действия? Или эмоции печали с которой она просыпается. Ведь если подробней рассмотреть их, то помимо возможности работать с ее убеждением "Лучше остаться в кровати", можно будет увидеть еще несколько направлений для изменения, а может и вторичных выгод.

В этой статье я только кратко прикоснулся к идее анализа и картирования психики, используя давно апробированные методы КПТ. В следующих размышлениях я покажу как подходы "Психомеханики" работают с другими школами психологии и в других типичных ситуациях.

Сама методика картирования развивается. Ровно как и приложение, с помощью которого я веду моделирование  в этом канале. Если есть вопросы и идеи, то я готов к их обсуждению.

Материалы сайта являются авторскими,
все персонажи вымышленны и любое совпадение с реально живущими
или когда-либо жившими людьми случайно.