Размышления
Дневник, отражающий развитие теоретических положений психомеханики, результаты философских экспериментов

Размышление первое. Образы

В прошлый раз на канале Психомеханика мы рассуждали о свободе воли и предопределенности наших поступков и решений. О том, что зная то каким правилам и законам подчиняется наша психика, мы понять что заставляет раз нас совершать одни и те же ошибки.

Научиться осознанному построению собственной судьбы.

Каков будет первый шаг на пути к этой цели? Я предлагаю вначале понять с чем именно мы имеем дело, "увидеть" монументальное здание человеческой психики, иначе говоря смоделировать его. Описать с помощью мета-языка.

Итак.

В основе любой модели, языка, всегда лежит базовый, абстрактный элемент. Буква. В случае модели психики это образ.

Мир вокруг нас состоит из образов. Это и лицо матери, которое мы помним с детства, ее голос, и старые часы отца, которые уже давно остановились. Образы которые воспринимаем связаны друг с другом. Они образуют иерархию ассоциаций. Взяв в руки отцовские часы мы вспоминаем не только этого человека, но и его правила, наказы, которым следуем в жизни. А совершая дурной поступок (это тоже образ), мы можем мысленно услышать голос матери, предостерегающий нас.

Обозначим образ латинской литерой i. А в квадратных скобках укажем его наименование, которое придаст конкретному образу обозначение и смысл.

i[образ]

Cвязи между двумя образами можно отобразить через точку как:

i[1].i[2]

А связь одного образа с несколькими, перечисленными через запятую с помощью фигурных скобок.

i[образ_связанный_с_двумя]{i[1], i[2]}

Говорят, Бог создал мир и человека что бы познать себя. Познавая мир, мы познаем себя и Бога в себе и мире… Представьте себе пространство, заполненное энергией. Свет. Сила. Жизнь. И желания. И вот в этом пространстве появляется точка. Наше Я. Оно касается этого мира, пространства и получает отклик. Эмоцию.

Эмоции бывают приятные, и нет. Наше Я использует эмоцию как энергию, мотивацию для отклика, действия и исследования мира. Но и сама по себе эмоция доступна для нашего восприятия. А значит эмоция -- это тоже образ. Эти образы получаются самыми разными: захватывающими, радостными восторженными, а бывают страшные и отталкивающие.

Обозначим эмоции литерой e.

e[название эмоции]

Ребенок, наше Я растет. Разрозненные образы, как маленькие кирпичики складываются в картины, начинаются прорисовывать контуры будущего мира. Мама. Какая она — дающая добро, жизнь или холодная, наказывающая? Ее образ состоит из мельчайших осколков событий, эмоций, прикосновений и вместе с тем, она цельная, постоянно дополняющееся и детализирующаяся.

Появляется Отец. Другие значимые люди. Они начинают учить, помогать осваиваться в этом новом мире. Дают правила, убеждения. И это тоже образы, связанные с ними и дополняющие картину мира. Пусть убеждения обозначаются литерой p.

p[формулировка убеждения]

Поэтому когда мы попадаем в ситуацию, схожую с той, о которой говорили наши родители, мы не только вспомним наше убеждение, но и услышим внутри нас слова правила, произнесенные голосом нашего родителя. И что-то почувствуем: гнев, радость страх, печаль, в зависимости от нашего опыта.

p[убеждение]{i[правило].i[голос родителя], e}

Убеждение само по себе бесполезно. Для того что оно было эффективным, значимым, ему нужно следовать. Следование -- это наши действия. Стратегии. Литера d.

Действия это вообще наш способ взаимодействия с миром. Его познания. Мы совершаем некоторое действие, а в ответ получаем некоторый отклик. Он может нас устраивать, то есть соответствовать нашим убеждениям, а может и нет. Тогда мы пробуем снова, пока не удается найти такую последовательность действий, которая наилучшим образом подходит для наших правил - убеждений. Неудачные действия, мы отбрасываем.

Получается некоторая совокупность действий ведущих к успеху:

d[стратегия]{d, d{d,d,d}}

Важно следующее - на основании этих опытов с вселенной человек принимает решение о том как действовать дальше в похожей ситуации. То есть рамках своих убеждений, мы методом проб и ошибок подбираем решение, которое нам позволяет наилучшим образом действовать в той или иной ситуации. При этом мерило нашего успеха - соответствие убеждениям.

Иногда получаются так что одни убеждения противоречия другим. И тогда мы можем их откорректировать в соответствии с полученными решениями. И об этом будет отдельное размышление. Главное то, что в основе нашего поведения и мировоззрения всегда будет лежать, то чему нас выучили в детстве.

Видите какой механизм начинает выстраиваться? Но все эти образы, эмоции, убеждения, стратегии, останутся совершенно неподвижны если не будет того, ради чего вся эта машинерия создана. А именно потребностей. Литера w.

Именно ради удовлетворения потребностей, человек реагирует на образы, генерирует энергию эмоций, которую использует для реализации решений, в рамках принятых им убеждений.

В зависимости от того что у нас в убеждениях, нам кажется что потребностей у человека либо безграничное количество, либо ничтожно мало. Но на самом деле все наши необходимости уже учли и классифицировали в небольшой перечень. Это:

w[безопасность] - все что касается психической и физической безопасности человека. Это база ради удовлетворения которой существует все остальные потребности. Как варианты ее удовлетворения.

w[принадлежность] - человек прежде всего существо социальное. И свою безопасность реализует в первую очередь через принадлежность к тому или иному коллективу. И речь идет не сколько о компании одноклассников, а о собственной семье. Если открыть труды Петрановской, то можно узнать насколько потребность в принадлежности, или детская привязанность, имеет значение в сохранении жизни человека и его судьбе. Интересно что такая вещь как любовь -- это тоже про потребность в принадлежности.

w[признание] - это не только желании поэтов и актеров быть получить признание восторженной публики, это вообще про "быть". Наверно слышали про проблему "смысла жизни"? Вот, поиск этого смысла, это отклик на потребность в признании. Кто я? Как я отражаюсь в людях? Кем меня признают? Принцем или нищим? Черно-рабочим или высоко квалицированный спецом? Это очень важно, потому что самоидентификация человека -- это его целостность, его психическая безопасность. Это и про любовь, ведь мы частенько любим человека за то как мы сами отражаемся в его глазах.

w[развитие] - Если система не расширяется, то она схлопывается, умирает. Это касается не только империй и государств, это и про людей. Мы все время должны раздвигать свои границы, развиваться, постигать окружающий мир. Иное просто небезопасно.

Теперь, когда перечислены все основные образы, попробуем разобрать пример того как можно описать проблему языком образов.

Аня столкнулась с проблемой публичных выступлений. Всякий раз, когда ей нужно ответить урок на семинаре, или выступить с защитой своей работы ее горло сжимается так, что от боли выступают слезы. Аня чувствует жуткий страх.

Она уверена, что болеет логофобией, и только гипнотическое внушение ей сможет помочь.

Но при этом она успешно ведет видео-блог, посвященный милым женским пустякам. У нее многотысячная аудитория и шумный успех. И это приносит ей радость.

Итак. Сцена, публика, сама Аня произносящая слова с трибуны - это образ, с которого все начинается. Обозначим его как

i[выступление].d[говорить умное]

С этим образом связана эмоция

i[выступление].d[говорить умное].e[страх].

Также известно что этот страх используется в стратегии - сжимать горло. Тогда мы говорим о

i[выступление].d[говорить умное].e[страх].d[паралич горла].

Какое решение лежит в основе этой стратегии? Видимо "молчать".

i[выступление].d[говорить умное].e[страх].d[паралич горла].i[молчать].

Все очевидно, мы просто формируем описание связанных между собой образов.

Теперь остается вопрос а в рамках какого убеждения могло быть сформировано такое решение в ответ на i[выступление]?

У нас нет здесь прямых указаний на это правило, но есть косвенный признак -- в восточной традиции горло связывается с самоидентификацией человека. Считается что заявляя о себе мы используем в первую очередь свою речь голос. Болезненное сжатие на горле это что-то про саму Аню, про качество ее личности.

Если Аню расспросить дальше, то мы услышим историю про любящего отца, который всякий раз когда дочь что-то делает, говорит - "ты моя глупышка", и подкрепляет свои слова улыбкой и объятиями. Он как многие мужчины находят "глупеньких" женщин очаровательными. И Аня с детских лет уверена - p[глупышки любимы]. Это прямая отсылка к w[принадлежность]. Это прекрасное убеждение помогает ей быть "любимой". Но оно же и про то что нужно молчать, когда требуется сказать что-то умное на публику. Ведь тогда все поймут что "образ любимой глупышки" недостоверен. А это стыдно и страшно.

w[принадлежность].p[глупышки любимы].i[выступление]
.d[говорить умное].e[страх].d[паралич горла].

Но все это совершенно не мешает вести свой блог -- ведь там она говорит лишь о всяких "глупостях", оставаясь "любимой глупышкой". И это тоже про w[принадлежность].

w[принадлежность]. p[глупышки любимы]{
i[выступление].d[говорить умное].e[страх].d[паралич горла],
i[блог].d[говорить глупости].e[радость].i[радовать публику]
}.

Вот такая в общем совсем нехитрая структура из образов, ассоциированных между собой. Как помочь в этой ситуации человеку? Разбираться с идеей о том что "только глупышки любимы"? И встать на тропу войны с образом любимого папы?

А может есть путь проще? Ведь что такое глупость? И где ее мера? Почему высокомудрый совет, принимающий защиту, не может быть на самом деле пронизан "глупостями"?

Что интересно - все это находится в глубинах нашего бессознательного. Человек может искренне недоумевать, почему у него отлично получается одно, совсем никак другое. И иногда простое построение таких связей уже дает ответы на часть вопросов.

Но этого мало. Гораздо важнее и интересней, понять как можно управлять нашим бессознательным. Для этого нужно разобраться, а как собственно происходит работа нашей психики с образами. И здесь мы подходим к ее величеству Доминанте. Но о ней уже в следующий раз.

Материалы сайта являются авторскими,
все персонажи вымышленны и любое совпадение с реально живущими
или когда-либо жившими людьми случайно.